«Ненаписанные Сказки»
как пример игры-миракля

Доклад В. Батхен на «Зилантконе-99»

Приветствую Вас, господа и дамы!

Мы хотим рассказать вам об игре «Ненаписанные Сказки». О том, как она задумывалась и делалась, о ее успехах и неудачах. Игра состоялась в июле этого года, но началась гораздо раньше.

Полагаю, многие из вас задумывались — почему именно «Сказки», откуда взялась идея? Ответ прост — из детства. Каждому из нас хотелось попасть на Бал, увидеть дракона, найти цветущий папоротник… А потом мы встретились.

Первым опытом для нас стали «Хроники Нарнии». Они показали, что сказочная игра возможна, но для нее нужны совсем другие правила. Потом несколько лет идея бродила, а мы смотрели на прочие игры, пытаясь понять, чего же не хватает в нашей закваске. И, наконец, из разных городов собрались разные люди, которые — каждый по своему — мечтали о сказке. И понеслось!

Что общего в наших сказках? Наверное, то, что они все хорошо кончаются. Их герои не боятся помочь, не боятся просить о помощи и поэтому — не одиноки. И каждый волен сам придумать свою сказку. На первой странице все равны. А дальше герои свободны, хотя и жаль ставить точку на последней строке.

Но как из песка слепить не бесформенный детский кулич, а воздушный замок фантазии? Как не позволить ему растаять под лучами здравого смысла? В каждом мире свои законы. А правила сказок можно найти в любой книге — на добро отвечают добром, зло порождает еще большее зло, клятвы не нарушают, в помощи не отказывают. В реальном мире яблоко всегда падает вниз, в мире сказки — неслучайна любая встреча. И эти правила безусловны, как земное притяжение.

Однако сказку мало придумать, — ее надо суметь рассказать. Хорошая сказка всегда проста и понятна, в этом — ее очарование. Мы написали такие правила, чтобы каждый понял, куда он попал, и как можно жить в этом мире. Для нашей игры мы придумали технику на грани фантазии, поэтому никто не считал это техникой. И законы мира стали частью правил игры.

Теперь, пожалуй, самое сложное — чудо. Пытаясь передать его, мы выглядим слепцами, пытающимися понять, что такое слон. Чудо или замечаешь или проходишь мимо, не обернувшись. И бесполезно что-то доказывать — мы знаем, что оно произошло! Хотите — верьте, хотите — нет.

Так, что же такое чудо? Это событие уникальное, потому что двух одинаковых чудес не бывает, невозможное — иначе его назовут совпадением или случайностью, свое для каждого… Чуда можно ждать, надеяться на него или вообще о нем не думать, но не узнать — невозможно.

В нашей сказке каждый мог встретиться со своим чудом — создать своими руками, получить в подарок или просто найти на дороге. И никто не остался обиженным, разве что сам этого захотел.

Мы сказали о чуде для персонажей, но было и чудо самой игры. Разные сказки соединились как кусочки мозаики и стали не сборником, но книгой. В едином мире смогли ужиться персонажи и Гофмана, и Андерсена, и Шварца. Сюжетные линии переплетались, образуя не клубок, а гобелен. Каждый слушал не только себя, но и других людей. Чужих сказок — не было.

Благодаря кому все это смогло случиться? Еще раз хочется сказать спасибо тем, кто поверил: в нас, в сказку, в конце концов — и в себя! Мы вас нашли, а точнее — мы встретились. Нелепо, смешно, безрассудно, безумно… волшебно.

Это все была присказка. А сказка началась со спектакля. Он не дал завязок сюжета, единственным персонажем, перешедшим со сцены в мир — была Смерть, но спектакль, как и положено камертону, задал звучание всей игре. Незаметно для себя зрители стали персонажами сказки. По настоящему мосту они перешли в волшебную страну. И попали на бал. Настоящий бал с живой музыкой, горячим грогом, шутовскими выходками и неслучайными встречами. Первая страница книги перевернулась с первой нотой мелодии. А дальше листы замелькали один за другим и вряд ли мы сможем восстановить детали событий, да и зачем? Нельзя поверить алгеброй гармонию, ничего не разрушив. Мы специально не следили за событиями, а наши персонажи — просто жили, и не могли уследить даже друг за другом, оказываясь порой по разные стороны баррикад. И, как нам кажется, это пошло на пользу игре — потому, что нельзя творить под кнутом надсмотрщика или смеяться за пряник. После бала мы все вместе — игроки, мастера, полигонщики — равно стали жителями сказочной страны. Большинство сказок сложилось, но не все, что сложилось, нам понравилось. Игра зажила собственной жизнью, и даже пожелав что-нибудь изменить, мы все равно не смогли бы этого сделать.

Хотя что-то и хотелось бы поменять… К сожалению, наши недостатки — продолжение наших достоинств. Мы спешили за сказкой для всех, полагая, что сказки для каждого расскажутся сами собой. Но кому-то не хватило Сказочника, чтобы сделать первый шаг. Мы делали добрую игру — и не сумели выдержать баланс. Игроки изгоняли из мира даже случайно проникшее туда зло. Не было контрастов, поэтому не все мечты смогли исполниться. Мы делали веселую игру — но кто-то смеялся в голос, не замечая — уместен ли его смех. Цинизм и сказка — несовместимы.

Но самое удивительное — наши ошибки не помешали игре. Мир оказался настолько широк, что неинтересную сказку можно было обойти. Персонаж ограничивался только теми рамками, которые нес в себе. Поэтому так хорошо играли дети.

Персонажи смотрели на мир широко открытыми глазами — и замечали больше. Они были готовы к чуду — и находили его. Порой казалось, что все жители страны дышат в такт — настолько фантастически совпадали события. Буквально в последнюю минуту находились верные слова и нужные люди. И не то, чтобы персонажи были добры — к счастью на игре не оказалось равнодушных. Беды и радости равно объединяли жителей волшебной страны, не делами, но чувствами. И когда игра закончилась — всем было жаль уезжать. Мы прощались — «До новой Сказки».

До сих пор не верится, что это действительно случилось с нами. Но мир жив — до сих пор. Он возвращается в снах и воспоминаниях, тень его отпечаталась на бумаге — в сказках, записанных после игры, в нашем докладе. Мы видели чудо — и желаем того же и вам.

© В. Батхен, А. Селиверстов, М. Шабанова, 1999

Панель навигации Сказки Стихи Пьесы Ролевые игры О себе Новости Ссылки Книга отзывов



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz