«Королева Роз» |
ЭТИКЕТ - это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений.
Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов.
Например, представленная ко двору женщина, удалялась от царствующей особы, должна была двигаться спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем.
Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Указывалось, каким именно придворным дамам следует ходить рука об руку. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. И в своем кругу придворные должны были строго соблюдать понятиям чести. Но и придворная честь, по мнению Монтескье, это выражение интереса к собственному образу в глазах окружающих (а не внутренняя потребность). И человек должен говорить правду, только потому, "что человек, привыкший говорить правду, кажется смелым и свободным", и быть вежливым не потому, что не может иначе, а потому, что вежливость свидетельствует, что мы не низкого звания.
В раннем детстве джентльмен должен быть окружен исключительно женщинами, подобранными крайне старательно. На седьмом году жизни ребенок переходит в полное ведение мужчины-воспитателя, обязательно мужчины, чтобы не вводить мальчика в соблазн. Учение следует начинать с латинского языка, которым джентльмен должен владеть свободно в беседе и на письме; по-гречески достаточно уметь читать. Красота изложения важнее грамматики. Ученика нельзя заставлять, всегда лучше поощрять, чем наказывать.
В 14 лет надлежит изучить риторику, не забывая об истории с элементами политики и экономики. Знакомство с правом и философией венчает обучение.
В числе авторов, рекомендуемых к изучению, античные писатели, чтение книг которых должно сопровождаться знакомством с греческой и римской историей.
Юный джентльмен должен спать не более 8 часов. Свободное от занятий время можно посвятить музыке, живописи или ваянию, не отдаваясь, однако, сверх меры этим занятиям. Каждое движение в танце можно использовать для совершенствования себя.
Занятия спортом необходимы из соображений гигиены верховая езда, игра в мяч, плавание, охота. Шахматы, игра в кости и карты - изобретения дьявола.
В разряд джентльменов входит высшее дворянство, включающее всех членов высшей палаты парламента, от герцогов до баронов, а также дворянство не столь знатного происхождения. Это также рыцари, посвященные в это звание и обладающие правом именоваться сэр; сквайры, имеющие герб, а также джентльмены из прочих семей, издавна отличающихся богатством или же храбростью своих представителей.
О них говорится: Тот, кто отправляет государственное правосудие, учится в университете, изучает свободные искусства, то есть может жить, не трудясь и не занимаясь занятиями, требующими физического труда, кто принимает на себя обязанность джентльмена, отличаясь при этом джентльменским поведением и манерами, тот должен быть назван джентльменом .
Джентльмен обязан безвозмездно отправлять высшие общественные должности.
Джентльмен должен быть сдержанным и заботиться о своей репутации, без которой даже самые ценные его достоинства теряют блеск, как алмаз без шлифовки.
Джентльмен не может зарабатывать себе на жизнь, потому он должен обладать определенными средствами.
Занятие торговлей нежелательно и допустимо только в случае необходимости. Младшие братья первородных сыновей поселяются в городе, женятся на богатых горожанках и входят в купеческую среду. Для них также возможна карьера священника.
Джентльмену присущи спокойствие и уверенность в себе, отличающие независимого человека. Он владеет собой, что важно в деле правления.
Он правдив, но без необходимости говорить не станет. Он доверяет другим и сам вызывает доверие. Ввиду того, что в будущем он может занять высокий пост, закон не может его наказывать унизительным образом. В суде он освобождается от принесения присяги. Джентльмен уверенно преодолевает трудности. Он избегает какой-либо аффектации. Его отличают немногословность и недоверие к чересчур эмоциональным оценкам. Тактичность, неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств, готовность прийти на помощь — вот характерные черты джентльмена.
От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому в этой среде были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности.
Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество. Боязнь быть заподозренным в трусости, недостатке мужества диктовала и соответствующие формы поведения рыцаря в бою: он не имел права отступать; нельзя было убивать противника сзади; убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором; следовало предоставлять противнику, по возможности равные шансы (если противник упал с коня, рыцарь тоже слезал с коня) и т.д.
Рыцарь должен был заботиться о подданных, а также сиротах и вдовах. Но объектом заботы рыцаря не мог быть обиженный судьбой мужчина.
Рыцарь не имеет права запятнать руки кровью женщины
Рыцарь хранил верность долгу и своим обязательствам по отношению к равным себе; давая клятву, не нарушал ее ни при каких обстоятельствах.
Рыцарь должен был отомстить за обиду (реальную или мнимую), нанесенную ему или его близким, даже если обидчик - дружественный рыцарь.
Ну и, наконец, одной из важнейших обязанностей рыцаря было поклонение прекрасной даме.
Вместе с тем отношение к женщине зависело от того, кем она была: дамой благородного происхождения или простолюдинкой. Заботливость и обожание, разумеется, могли относиться только к даме из своего сословия. Изысканно ухаживая за женщиной, оказывая ей всевозможные знаки внимания и любви, рыцарь тем самым подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от "деревенщины".
Куртуазная любовь, по существу, представляла собой некую форму игры, в которой участникам надлежало строго следовать правилам и отведенной им роли.
Вот пример куртуазной любви: "В центре ее находится замужняя женщина, "дама". Неженатый мужчина, "юноша", обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью (любовь означала тогда исключительно плотское влечение), он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама – жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Мужчина, однако, всячески подчеркивает свое подчинение. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу и дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она, позволив себе увлечься словами, принимает его, она более не свободна, так как, по законам того общества, никакой дар не может остаться без вознаграждения... Однако дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают за ней, и если она будет замечена в нарушении правил поведения, ее обвинят виновной и могут подвергнуть вместе с сообщником самому суровому наказанию.
Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пустившемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения...
По правилам игры, он должен был контролировать себя, бесконечно оттягивая момент обладания возлюбленной. Удовольствие, таким образом, заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольствием. В этом - истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры".
Забота и воздыхание о Даме, сидящей где-то на балконе во время поединков рыцарей, были скорее исключением, чем правилом жизни. А вообще-то речь шла о любви отнюдь не платонической, и, чаще всего, с чужой женой. Что касается соблазненной "Прекрасной Дамы", то романтическое увлечение кончалось, иногда, весьма печально: сожжением на костре. (И что любопытно, столь жестокое наказание не отпугивало, а скорее притягивало симпатии и интерес к адюльтеру).
В средневековой Англии, прославившейся куртуазным служением благородной даме, где ради взгляда и жеста красавицы сражались на турнирах, где любовь и поклонение воспевались поэтами и музыкантами, муж мог подвергнуть лишь только заподозренную в неверности жену наказанию кнутом, мог погрузить ее в воду в клетке, мог сослать ее в монастырь.
Существовало только одно правило, которое нельзя было нарушать дворянину - клятву честью (хотя при отступлении от этой клятвы честь могла быть восстановлена дуэлью). Был только один долг, который требовал обязательной оплаты - долг карточный, называемый долгом чести; остальные долги можно было вовсе не платить - рыцарская честь от этого совершенно не страдала.
Чувство чести было настолько обостренным, что нарушение этикета считалось смертельным оскорблением. Правда, задетую честь можно было достаточно легко восстановить. Для этого кодекс рыцарской чести предусматривал несколько вариантов действий.
Во-первых, публично нанесенное оскорбление могло быть публично взято назад.
Можно было извиниться, после чего оскорбление считалось как бы не нанесенным и честь дворянина не страдала (независимо от того, насколько искренни были эти извинения).
Во-вторых, самым надежным и радикальным средством была дуэль. С ее помощью можно было скоро и вполне восстановить оскорбленную честь. Если оскорбитель не принадлежал к сословию, исповедующему кодекс рыцарской чести, то при оскорблении словом, а тем паче действием приходилось прибегать к серьезной операции: убить его тут же на месте, если есть при себе оружие, или не позже чем через час – и честь спасена.
В-третьих, если дуэль по каким-то причинам затруднительна или нежелательна для оскорбленного, то для него есть еще один выход: если оскорбитель был с ним груб, то надо поступить по отношению к нему еще грубее; "если при этом ругани недостаточно - можно избить его; для спасения чести в таких случаях существует ряд рецептов: пощечина исцеляется ударом палки, эти последние - плетью; для лечения ударов плети иные рекомендуют как отличное испытанное средство – плевок в лицо".
"Записной дуэлист, - это человек безукоризненно светский, человек, который дерется, если кто-нибудь заденет его плащом, если в четырех шагах от него плюнут и по всякому другому столь же важному поводу, а репутация дамы тем прочнее, чем больше из-за нее погибло людей".
Отчасти, видимо, этими суровостями законов чести объясняется то настойчивое стремление знати следовать формальностям этикета, букве этикета буквально всегда и во всем, что нередко превращалось в своеобразное соревнование в учтивости: порой по четверти часа длились пререкания о том, кому в том или ином случае должно быть предоставлено первенство. И чем дольше при этом оказывались от приоритета участники этой сцены, тем большее удовлетворение испытывали присутствующие
Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к "общему знаменателю": надо было "вести себя как все", и "жить как все", и чтобы "все было как у всех".
Как же должны быть воспитаны женщины?
Об этом рассказывает Робер де Блуа, автор стихотворного сочинения " хороший тон для дам". Поэт начинает свое нравоучение следующими словами:
...Урок учтиво дамам преподать, Желаю я, чтоб рассказать, Как должно им себя вести... |
В движении, в речи и в молчании - во всем следует соблюдать меру. Если женщина говорит слишком много, ее считают болтливой и глупой; если не вымолвит ни слова, не найдут неприветливой - ведь она должна уметь принять гостей. Если она из учтивости радуется всем приходящим, найдутся глупцы, которые будут хвалиться, что они в особой милости у нее, хоть ей такое и в голову не приходит. А если она сдержанна, ее сочтут гордой и высокомерной, либо скрытной. Так что многие разумные дамы воздерживаются от проявления чувств, принимая тех, кто им нравится, опасаясь толков.
Дама не должна стрелять глазками вправо-влево, ей следует смотреть прямо перед собой и любезно приветствовать всех встречных, неблагороден тот, кто скупится на приветствия.
При виде нищих не нужно изображать презрения, к ним следует приблизиться ласково, но соблюдая достоинство. Следует, во всяком случае, говорить с ними милостиво.
В обществе особенно корректно следует вести себя по отношению к посторонним мужчинам
...Если вы поставите преграду его устам, Мужчина никогда не коснется ваших, Если это не тот, кому вы вся принадлежите, Неразумна та, что в этом сомневается... |
Никогда не нужно смотреть мужчине в лицо, разве что тому, кому по праву принадлежит любовь дамы, поскольку хорошо известно, что если женщина на кого-то часто смотрит, тот не примет счесть себя избранным.
Если кавалер просит любви дамы, то она не должна хвалиться этим в обществе, ведь это не только дурно, но и не осторожно.
Не следует декольтироваться, показывая плечи и грудь, и открывать ноги. При этом обнаруживается то, что должно быть скрыто.
Не следует принимать ни от кого драгоценностей, ибо такой подарок дорого обойдется. Вообще, любая честная женщина не должна принимать ничего ни от кого, кроме родственников.
В обществе следует опасаться споров и перебранок. Женщина, позволившая втянуть себя в ссору, потеряет всякий авторитет и прослывет развратной. Если женщина оказывается в ситуации, когда с ней говорят в малоподобающей манере, то самый лучший выход - промолчать, сохранив при этом свое доброе имя.
Если у вас хороший голос - пойте, но не слишком долго, ибо это нередко утомляет.
Все еще действует право "Убежища" - то есть, если осужденному удалось вырваться и скрыться в церкви или монастыре - извлечь его оттуда без согласия священников или аббата довольно сложно, это оскорбление Церкви и кощунство.
Вообще, благородному человеку входить в церковь с оружием не разрешается категорически.
При английском дворе существовала должность жезлоносца - этот человек мог в любое время дня и ночи появиться в дворянском доме, ни говоря ни слова прикоснуться небольшим гербовым жезлом к плечу искомой личности. Это означало, что отмеченный жезлоносцем человек должен беспрекословно следовать за своим провожатым во дворец - и неизвестно, что его там ждет - награда или кара. Сопротивление, убийство или увечье нанесенное жезлоносцу, расценивается, как покушение на волю короля и карается смертью.
Во время парадных выездов английских королей на церковные праздники, к папертям соборов стекались больные - золотушные, водяночные и прочие пыльным мешком стукнутые, когда король выходил из храма - его ждала немалая очередь народу - король возлагал руки на головы больных и говорил: Король прикоснулся - Бог исцелит. По древнему поверию считалось, что истинный король обладает способностью исцелять наложением рук некоторые болезни - кстати, удобнейшая почва для провокаций - если раскроется мистифицированное исцеление или то, что больной не выздоровел - прекрасный способ заявить, что Его Величество либо того, либо не на месте. На народ очень действует. У него сразу начинаются мечтания и мысли. Иногда король или королева раздавали дешевые кольца, их называли громовыми кольцами, считалось, что они защищают дом от пожара и грозы, а носителя – от эпилепсии.
По стихам того времени:
...Золотушных в язвах и прыщах Опухших, гнойных и неизлечимых, Он лечит тем, что молится за них, И вешает монетку им на шею, Я слышал, будто этот чудный дар Останется в роду его... |
По поводу вездесущих менестрелей и трубадуров – они в 15 веке уже вымерли, напрочь. Вряд ли в Англии позднего средневековья кто – то стал бы наслаждаться пением такого ископаемого. Наиболее популярны были исполнители народных баллад, которые помимо всего прочего носили так же информационный характер, вроде нынешних газет, иногда хульные баллады, осмеятельские и пр., специально заказывались недоброжелателями.
Есть так же еще одно поле, для певцов и сочинителей – как ни странно это выкрикивание товаров на рынке – для каждого товара или новой книги – придумывалась особая песня, многие из них потом стали популярными балладами.
При дворах были популярны поэты – импровизаторы, способные написать стихи к любому случаю – от королевской смерти до расставания Его Величества с правофланговой фрейлиной. Иногда они сопровождали свои выступления музыкой.